vk  site map

Яковлев5

VTEM skitter
VTEM skitter
VTEM skitter

 

klz

Электронный дневник

ПОДРОБНЕЕ...

 

 

clock

Часы приёма

ПОДРОБНЕЕ...

 

 

internet

Персональные страницы

ПОДРОБНЕЕ...

 

 

vypuskniku

Выпускнику 2021

ПОДРОБНЕЕ...

 

golovanovanm.blogspot.com


2019-2020 уч.год

27.05.2020  Родной русский

Поздравляю всех с наступющими летними каникулами! Благодарю за проделанную работу! 

У кого нет долгов - без задания, остальные -досдают работы. 

До встречи в новом учебном году! Будьте здоровы!

 

20.05.2020 Литература на родном

Познакомьтесь с описанием книги Н.Назаркина "Манадариновые острова".

НИКОЛАЙ НАЗАРКИН. МАНДАРИНОВЫЕ ОСТРОВА

 Есть такой очень известный тест: что бы ты взял с собой на необитаемый остров? Или даже: какие три книги? Мгновенно мы отбираем самое важное (может, и не мгновенно, но лишнее исключаем сразу). Если же нас спросят о людях, то и тогда мы выберем того, с кем нескучно, кто прикроет тылы, не сболтнёт лишнего, кто может считаться «надёжным плечом».

А что если такой остров существует непосредственно рядом с нами, и чтобы на него попасть, достаточно доехать до детской больницы? Если необитаем он в том смысле, что чужих, случайных людей там не бывает? То отбывая, то возвращаясь, на острове обитают «колонисты», потерпевшие крушение. Их летописец, от которого мы узнаём подробности жизни островитян, — Коля Кашкин. Для него результат «крушения» — нога в гипсе, торчащая немного вперёд и вбок, как бивень мамонта. И в придачу снабжённая флажком на большом пальце.

У обитателей острова есть, как водится, свой язык: реанимацию они называют «седьмой этаж», грудничковое отделение — просто «второе», и даже при слове «бабочка» Коля Кашкин думает в первую очередь об игле для капельницы. Но и обычные подростковые словечки их не минуют. Рассказ — внутренний монолог Кашкина, почти поток сознания, воспроизводит ту самую речь, к которой порой так много претензий у взрослых: «ну», «э-э-э», «капец» и «чего» вместо «что», — всё, как у людей.

Знакома нам и больница. В ней всё та же рамка — распорядок дня, и эту рамку надо чем-то заполнить. И ребята придумывают рисовать остров! Да только никак не могут начать: дело-то серьёзное. С первых строк мы знаем, что остров будет, но он не спешит появиться. Нет ещё даже миллиметровки, которую «сестрица Александра», геолог и старшая сестра Коли, принесёт в тубусе только ближе к концу истории. Но всё же каждая главка заканичивается краткой сводкой из жизни поселенцев. Значит, остров есть? Или?..

Конечно, он есть, во всех смыслах спасительный: и от беды, случившейся с телом, и от одиночества: друзья там настоящие! И от всего остального: взрослые, каждый на свой манер, мужественны и надёжны. Ну, может, только какая-нибудь нянечка ворчлива и недостаточно благородна.

Фантазии об острове — не уход от реальности. Мальчишки-пациенты прагматичны, им знаком расчёт: подгадать время, взять полагающийся обед до того, как нянечка отдаст двойную порцию общему любимцу Зинченко; выпросить яйцо вместо каши на завтрак; вызвонить маму, чтобы пришла пораньше ждать выписки, когда тебя отпустят встречать Новый год.

О болезнях говорится вскользь и с юмором, потому что они — контекст жизни. Потому что страдать долго для «немножко взрослого» невозможно, а герои связаны с больницей навсегда. Рассыпав карандаши, Коля смеётся про себя: «Вот бы потом собирать побежали: четыре с половиной ноги на троих!» И речь не о том, как ребятам трудно, а о том, что на острове, внутри больничного расписания, капельниц, уколов, — тоже жизнь.

Важная часть этой жизни — еда. На первый взгляд, в повести ей поётся нескончаемая ода: еде и способам её смакования посвящена не одна страница. Под стать чеховской сирене, герой ест или рассуждает о том, как будет есть, бессчётное число раз.

«У!!! “Наполеончик”, люблю-обожаю…»

«И картошка стояла на столе. Варёная, холодненькая, в эмалированной коробке. Белая, масляная, вся пересыпанная укропом и чесноком. И колбаса ещё! И винегрет ещё, в литровой банке!»

Но, положа руку на сердце, как бы вы проводили время на острове, если бы всё сообщение с материком состояло из передач съестного?

Однако, подобно известным гурманам Винни-Пуху и Карлсону, герой (не толстый, как говорят взрослые, но и «не шкет») не чужд прекрасному. Не оставлены рисование и чтение, только связь с внешним миром у острова скудная… И временной отрезок повести — всего четыре дня, до 31 декабря, когда уже выписали всех-всех, а тебя, как назло, оставляют ещё на две недели: перелом сложный, а замысловато изогнутая нога ни в какую спасательную шлюпку, то есть машину, не помещается… Не отпускает остров поселенцев.

Но ведь история происходит под Новый год и имеет полное право быть святочной. Вдруг, когда уже ничего и не ждёшь, — ни выписки домой на праздник, ни дружеских идей (друзья-то все давно уехали) — из мандариновой корки неожиданно появляется долго грезившийся остров. И его можно нанести на карту.

Но ещё неожиданней появляется спаситель, который найдёт способ вызволить отчаявшегося колониста. И вот тогда в честь этого необычного события мандариновый остров на карте обретёт имя…
Как хорошо, когда есть такие взрослые, как сестра Александра, как её друг — «надёжное плечо». Их, не сомневаясь, можно взять на необитаемый остров. А нас?

Кого заинтересовала тема, затронутая Н.Назаркиным, прочитайте эту небольшую повесть. Также советую прочитать повесть "Изумрудная рыбка", где  действуют те же мальчишки, попадая иногда в комичные ситуации.

Не забываем сдавать долги!

 

13.05.2020   Родной русский язык

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания.

1. Прочитайте и запишите в тетрадь пословицы об умении слушать, вставляя пропущенные слова.

Коротку речь ... хорошо, под долгую речь ... хорошо. Он только краем ... слушает. Слышал ... , да не с той колокольни. Любишь ... - люби и слушать. Меньше бы говорил, да ... бы слушал. Не любо - не слушай, а врать ... . Обед узнают по кушанью, а ... - по слушанью. Хлеб-соль кушай, а ... речи слушай.

Слова для справок: не мешай, слушать, ум, говорить, звон, уха, больше, умные, думать.

* Почему в этих выражениях умение слушать часто соседствует со словами "ум", "умный"?

! Умение слышать дано нам природой - для этого в организме человека работает система слухового анализатора. Умение слушать мы вырабатываем сами и можем совершенствовать его всю жизнь, доводя в кончном счете до мастерства. Это умение определяет уровень нашего общения, а в работе с информацией - уровень ее восприятия.

Способность воспринимать аудиальную (звуковую) информацию, умение слушать, как любое другое умение, необходимо постоянно тренировать. Для этого существуют специальные техники.

Слушание бывает активным и пассивным, каждое из них требует определенных умений.

Активное (рефлексивное) слушание предполагает, что в процессе слушания вы уточняете, выясняете значение незнакомых слов, повторяете слова собеседника, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли; заканчиваете фразу собеседника своими словами, либо подсказываете слова и т.д.

Пассивное (нерефлексивное) слушание - умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

2. Прочитайте фрагмент автобиографической повести Л.К.Чуковской "Прочерк", в котором она описывает особенности того, как слушал начинающего автора С.Я.Маршак.

Митя опустился в гостеприимное кресло и начал читать. Маршак – слушал. Он шумно дышал, курил, кашлял, задыхался от дыма, зажигал одну папиросу о другую, а окурки, вместо пепельницы, засовывал в чернильницу, ничего этого не замечая. Он был погружен в слушанье глубоко, как погружаются в сон. Напряжение заразительно, слух и у меня обострялся. Странным образом я начинала слышать и понимать слышимое по-другому, чувствуя уже не только слова, но и каждый слог.

Обычно Самуил Яковлевич не прерывал ни свой слушающий сон, ни чужое чтение. Разговоры начинались обычно только тогда, когда кончались листки. А тут вдруг, положив Мите на колено свою маленькую, короткопалую, но энергическую и сильную руку, Самуил Яковлевич перебил чтение.

– Что это вы только что произнесли? Повторите, пожалуйста.

Митя удивился и перечел конец странички. Речь здесь шла о весе разных газов – сколько весят неон, аргон, гелий. Оканчивалась страница скобками: «(Гелий, – объяснял Митя в скобках, – был назван так в честь Солнца: ведь по-гречески Гелиос значит Солнце; а гелий был найден учеными сначала на Солнце и только потом на Земле)».

– То есть как это: сначала на Солнце и только потом на Земле? – Маршак ударил Митю по колену. – Ведь не могли же ученые слетать на Солнце? Что-то не понимаю я ничего в ваших скобках! – повторял Маршак и тряс Митю за колено. – Ничего не понимаю.

Митя терпеливо объяснил: речь идет о том, как ученые открывали один за другим «ленивые», инертные газы. Среди них и гелий. В скобках дано разъяснение: гелий, в отличие от других, найден был сначала на Солнце, а потом на Земле. Потому и назван в честь Солнца.

– И об этом событии вы сообщаете в скобках! Раньше на Солнце, потом на Земле. Да чего стоят все ваши подробности – какие-то там горелки, и пробирки, и опыты! и биографии ученых! если вы сами не знаете, о чем пишете?

– Я? Я не знаю? – взвился Митя. – Я пишу книгу о спектральном анализе. Вы меня просили написать о самом процессе исследования. Вот я и пишу популярно и подробно.

– Отложите на минуту ваши листки. Забудьте на минуту о спектральном анализе. Расскажите мне, как открыли гелий. Один только гелий, – попросил Маршак. – Расскажите нам, невеждам, – ну, вот, мне, Лиде.

Митя, пожав плечами, принялся объяснять. И чуть только перешел он на устную речь, как между ним, рассказывающим, и нами, слушающими, возникла живая связь. От досады и волнения Митя запинался более обычного и говорил быстрее, чем обычно. Маршак то и дело перебивал его вопросами – и Митя откровенно хватался за голову: «Как? вы и об этом не слыхивали?» – и с раздраженным недоумением подыскивал слова, чтобы объяснить то, что минуту назад представлялось ему общеизвестным.

– Слышу по голосу – теперь вы напишете, – сказал Самуил Яковлевич. – Голос живой, не монотонный, не лекционный. Сердитый голос. Возмущаетесь? Встревоженный голос. Спустились наконец с профессорской кафедры к нам, неучам, на грешную землю?.. Вы заметили, Лида, что случилось сейчас? Все вещества, да и спектральный анализ, из застывших значков, из терминов (а термин – ведь это слово, из которого изъята жизнь) все превратились в персонажей драмы, в живые действующие лица. Читатель будет следить за судьбою каждого из них с не меньшим интересом, чем за деятельностью самих ученых. Горелка, трубочка, неон, аргон, клевеит – все ожили… Подумайте только: речь идет о приборах, позволивших ученым, не сходя с места, обнаружить новое, особое вещество на Солнце! А потом оказалось, что оно вовсе не особое, оно и на Земле водится! Да удивитесь же! Не риторически, конечно: «Ах, могуч человеческий разум!» – а искренне, от души. Да ведь об этом поэму писать можно! А вы сообщаете мельком, в скобках! Все остальное можно рассказать как бы в скобках. Остальное – это переулки, вливающиеся в центральную улицу. Гелий – хребет книги, путеводительная нить, центр! Если для вас «сначала на Солнце, потом на Земле» мельком, то и для читателя пустяк, мелочишка! Если вы сами не удивляетесь, чему же станет удивляться читатель?

* Какой вид слушания описан во фрагменте? (аргументируйте)  Какую хитрость использует С.Я.Маршак, чтобы рассказывающий изменил характер своего рассказа?

3. Сформулируйте два совета для тех, кто выступает с устным сообщением, и два совета для тех, кто слушает. Запишите.

* жду долги!

06.05.2020   Литература на родном языке.   

Прочитайте рассказ  Елены  Габовой  «Не пускайте Рыжую на озеро»

Рассказ.  «Не пускайте Рыжую на озеро»

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

После прочтения рассказа ответьте на вопросы:

  • Сформулировать тему рассказа (о чём рассказ?)
  • Какова основная мысль  рассказа? (сформулировать)
  • Система образов героев? Назвать героев рассказа, кто они?
  • Каков характер главных героев?
  • Назовите главные эпизоды (о чём они?)
  • Над каким жизненным вопросом задумывается автор (какова главная проблема?)
  • О чём вы задумались, когда прочитали рассказ?

 29.04.2020   Родной русский 

Работы отправляем только на почту! Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Продолжаем разговор о традициях русского речевого общения.

1. Прочитайте два фрагмента из произведения В.П.Аксенова "Звездный билет". В каком из них описана ситуация, когда один из героев делает другому комплимент. Что становится поводом для комплимента в каждом случае?

Ситуация 1 

– Хочу в суровые условия, – шепчет Галка, – в палатку. Рыбой питаться хочу! Мне надоело здесь.

– Ладно, – говорит Димка, – берем тебя с собой. Только не хныкать потом. А в театральный ты все-таки поступишь. В Ленинграде. В конце концов, театральный – это не медицинский. Готовиться особенно не нужно. Глазки, фигурка – это у тебя есть. Вполне достаточно для поступления.

– Смотрите, он сделал мне комплимент! – восклицает Галя. – Слышите, ребята, Димка сделал мне комплимент! Спасибо тебе, суровый Дима.

Ситуация 2. Братья разговаривают о плане путешествия.

– План в общих чертах такой, – говорит Димка. – Сначала мы едем на Рижское взморье. Отдохнем там немного – должны же мы, черт возьми, хоть немного отдохнуть! – а потом двинемся пешком по побережью в Ленинград. По дороге наймемся поработать в какой-нибудь рыболовецкий колхоз. Мне один малый говорил, что там можно заработать кучу денег. А потом дальше. Посмотрим Таллин и к августу будем в Ленинграде. Там отдадим Галку в театральный институт, а сами…

– А сами?

– А сами составим новый план.

– Отличный у вас план, – говорю я, – точный, детальный, все в нем предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Вы забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!

* Как вы считаете, почему в каждом случае мы ощущаем ироничное отношение героев , произносящих комплимент? подтвердите свои слова примерами из текста.

* Что бы вы сказали в том случае, если бы хотели сделать комплимент без иронии в каждой из описываемых ситуаций?

* какая ныне устаревшая форма обращения используетсяво второй ситуации?

* Часто ли вы говорите комплименты друзьям, близким? Что для вас может стать поводом для комплимента. Кратко опишите ситуацию, приведите пример комплимента.

Найдите примеры комплиментов, используя учебник литературы 8 класса. Указывайте автора, название произведения, героев - кто и кому говорит комплимент.

На портале "Грамота.ру" найдите информацию о правописании и употреблении слова "комплимент". Запишите в тетрадь

В традиции русского речевого общения считается нескромным говорить о своих положительных качествах, достоинствах. Как вы думаете, почему? Подтвердите свой ответ пословицами. На какую тему будут подобраны пословицы? Запишите развернутый ответ на данный вопрос.

 

22.04.2020 Литература на родном языке

Литература XX века.  А.Т.Аверченко. Тонкий юмор и грустный смех в рассказе «Специалист"

     Познакомьтесь с Аркадием Аверченко, посмотрите небльшой фильм, рассказывающий о его жизни и творчестве.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=1pICf5nwWgk&feature=emb_logo

Прочитайте рассказ "Специалист "

Я бы не назвал его бездарным человеком... Но у него было во всякую минуту столько странного, дикого вдохновения, что это удручало и приводило в ужас всех окружающих... Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен - и это наполовину сокращало долголетие его ближних.

До тех пор, пока я не прибегал к его услугам, у меня было чувство благоговейного почтения к этому человеку: Усатов все знал, все мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаенного презрения и жалости.

(…) Однажды вечером он сидел у нас и показывал жене какой-то мудреный двойной шов, от которого материя лопалась вслед за первым прикосновением.

- Милый, - сказала мне жена. - Кстати, я вспомнила: пригласи настройщика для пианино. Оно адски расстроено.

Усатов всплеснул руками.

- Чего же вы молчите! Господи... Стоит ли тратиться на настройщика, когда я...

- Неужели вы можете? - обрадовалась жена.

- Господи! Маленькое напряжение слуха...

- Но у тебя нет ключа, - возразил я.

- Пустяки! Можно щипцами для сахара.

Он вооружился щипцами и, подойдя к пианино, ударил кулаком по высоким нотам.

Пианино взвизгнуло.

- Правая сторона хромает! Необходимо ее подтянуть.

Он стал подтягивать, но так как по ошибке обратил свое внимание на левую сторону, то я счел нужным указать ему на это.

- Разве? Ну, ничего. Тогда я правую сторону подтяну сантиметра на два еще выше.

Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль.

После этих хлопот отер пот со лба и озабоченно спросил:

- Скажи, дружище... Черные тебе тоже подвинтить?

- Что черные? - не понял я.

- Черные клавиши. Если тебе нужно, ты скажи. Их, кстати, пустяковое количество.

Я взял из его рук щипцы и сухо сказал:

- Нет. Не надо.

- Почему же? Я всегда рад оказать эту маленькую дружескую услугу. Ты не стесняйся.

Я отказался. Мне стоило немалых трудов потушить его энергию. Сам он считал этот день непотерянным, потому что ему удалось вкрутить ламповую горелку в резервуар и вывести камфарным маслом пятно с бархатной скатерти.

(…) Недавно мне удалось, будучи в одном обществе, подслушать разговор Усатова с худой, костлявой старухой болезненного вида.

- Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь... К сожалению, медицина теперь - синоним шарлатанства.

- Что вы говорите!

- Уверяю вас. Вам бы нужно было обратиться ко мне. Лучшего специалиста по ревматизму вы не найдете.

- Помогите, батюшка...

- О-о... должен вам сказать, что лечение пустяковое: ежедневно ванны из теплой воды... градусов так 45 - 50... Утром и вечером по чайной ложке брауншвейгской зелени на костяном наваре... или еще лучше по два порошка цианистого кали в четыре килограмма. Перед обедом прогулка - так, три-четыре квадратных версты, а вечером вспрыскивание нафталином. Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!..

Письменно ответьте на вопросы

1)Как звали главного героя рассказа? ______________________________________________________________

2)Каким показывает героя А. Аверченко (качества)?__________________________________________________

3)С каким чувством относится автор к своему герою? ________________________________________________

4)Что как специалист сделал главный герой?________________________________________________________

5)Чем заканчивалась его работа?__________________________________________________________________

6)Кого высмеивает А. Аверченко в лице своего героя? _______________________________________________

7)Какова главная мысль рассказа «Специалист»?_____________________________________________________

8) Какие эпизоды рассказа у вас вызывают смех?_____________________________________________________

 

15.04.2020   Родной русский

"Особенности современного речевого этикета"

 Посмотрите видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=cRqaqH7jvV8

Упр. Какие формулы речевого этикета вы будете использовать в данных ситуациях? Предложения запишите.

1. Обратитесь к пожилому человеку, чтобы узнать который час. 2.Уточните у полицейского, как проехать в торговый центр. 3. Спросите у секрктаря, готова ли справка из школы. 4.Обратитесь к однокласснику, чтобы попросить у него учебник. 5.Обратитесь к ученому из университета, чтобы он выступил с научной лекцией в школе.

Подберите несколько пословиц и поговорок на тему "Русский этикет". Попробуйте сформулировать идеальную модель общения на основе русских пословиц и поговорок.

08.04.2020  Литература на родном языке

Послушать рассказ В.Астафьева "Мальчик в белой рубахе" https://www.youtube.com/watch?v=baqqbyco3H0&feature=emb_logo

письменно ответьте на вопросы:

1. Что за беда случилась? В каком году?

2. Зачем трое детей пошли из села?

3. Как звали младшего брата?

4. Что было в кринке у матери для детей?

5. Какие прозвища были у братьев? Почему у младшего прозвища не было?

6.Дошли ли дети до пункт назначения?

7. Что случилось с младшим?

8.Вспоминает ли мать младшего сына? Сколько лет прошло с тех пор?

9. Какие собаки были у соседей?

10. Почему Петенька ушел от братьев?

11. Определите тему и основную мысль рассказа.

12. Найдите художественно-изобразительные средства, с помощью которых автор передает особенности героев.

13. Чему учит произведение? (развернутый ответ, 5-7 предложений)

 * Работы желательно отправлять в печатном виде

 

25.03.2020  Литература на родном языке

Посмотреть "Литературную страничку. Н.Заболоцкий"

https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=2X_4WzIuWt4&feature=emb_logo

Прочитать стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Ответить на вопрос: "что есть красота И почему её обожествляют люди?"

Что для вас значит красота? в чем проблема внешней и внутренней красоты?

Составьте и запишите небольшое рассуждение по данному вопросу.

Найдите интересные факты о творчестве Н.Заболоцкого

работы отправлять на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

12 .02.2020

Сочинение - размышление "Литературный герой, на которого хочется быть похожим".

Объем 1 страница.

 

18.03.2020 задание по родному русскому

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

628285, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г.Урай, мкр. Западный, дом 8.

Телефон/факс: 8 (34676) 2-40-11, e-mail - gimnaziya@edu.uray.ru.
© 2020 Официальный сайт МБОУ Гимназия им. А.И. Яковлева г. Урай. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.